Государственная автоматизированная система Российской Федерации ГАС "Выборы"

Центральная избирательная 
комиссия Республики Карелия


16.01.2002

Государственная автоматизированная система Российской Федерации ГАС "Выборы"

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее ГАС «Выборы») была создана Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 года № 1723 «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Сегодня ГАС «Выборы» стала неотъемлемой частью избирательной системы Российской Федерации.

В ГАС «Выборы» реализуются современные компьютерные технологии учета избирателей, кандидатов в депутаты, регистрации избирательных объединений и блоков, планирования этапов избирательной кампании, контроля за поступлением и расходованием средств избирательных фондов, подведения итогов голосования и решения других задач, стоящих перед избирательными комиссиями.

ГАС «Выборы» успешно использовалась в ходе подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго и третьего созывов (1995 и 1999 годы), выборов Президента Российской Федерации (1996 и 2000 годы), выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также при проведении референдумов регионального уровня.

За период эксплуатации ГАС «Выборы» в Российской Федерации было проведено около 2200 избирательных кампаний различного уровня (в среднем более 10 голосований в неделю). Система использовалась при проведении всех выборов федерального уровня, в 95% выборов регионального уровня и в более 60% выборов местного уровня.


Нормативно-правовую основу использования и развития ГАС «Выборы» составляют:

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»;

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»;

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»;

Указ Президента Российской Федерации «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» от 23 августа 1994 года № 1723;

Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» от 28 февраля 1995 года № 227;

Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» от 18 августа 1995 года № 861;

Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» от 28 февраля 1995 года № 228;

распоряжение Президента Российской Федерации «О приемке в эксплуатацию государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» от 10 ноября 1999 года № 427-рп;

постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на 1996 - 2000 годы» от 18 декабря 1995 года № 1242;

постановление Правительства Российской Федерации «О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 25 августа 1999 года № 937;

распоряжение Госкомимущества России «Об имущественном комплексе ГАС «Выборы» от 13 октября 1995 года № 1492-р.

Существенная регулирующая роль в использовании региональных фрагментов ГАС «Выборы» принадлежит нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При подготовке к выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации третьего созыва ЦИК России и Федеральным центром информатизации были подготовлены и приняты документы, регламентирующие использование системы в избирательной кампании, в том числе:

постановление ЦИК России от 13 августа 1999 года № 8/59-3 «Об использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

постановление ЦИК России от 9 октября 1999 года № 21/223-3 «Об использовании функциональных комплексов задач при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва»;

Положение об обеспечении информационной безопасности ГАС «Выборы», утвержденное постановлением ЦИК России от 9 июля 1999 года № 7/41-3;

Инструкция по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденная распоряжением Председателя ЦИК России от 8 ноября 1999 года;

распоряжение Федерального центра информатизации от 17 сентября 1999 года № 42 «О переводе Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в режим подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва» и другие.

При подготовке к выборам Президента Российской Федерации ЦИК России и ФЦИ были подготовлены и приняты, в том числе, следующие документы:

постановление ЦИК России от 4 февраля 2000 года № 77/901-3 «Об использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации и повторных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва»;

постановление ЦИК России от 11 февраля 2000 года № 81/961-3 «Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов Президента Российской Федерации»;

постановление ЦИК России от 13 февраля 2000 года № 82/979-3 «Об использовании сканеров избирательных бюллетеней на избирательных участках городов Вологда и Череповец Вологодской области при проведении выборов Президента Российской Федерации 26 марта 2000 года»;

постановление ЦИК России от 3 марта 2000 года № 90/1043-3 «Об использовании сканеров избирательных бюллетеней на избирательных участках города Москвы при проведении выборов Президента Российской Федерации 26 марта 2000 года»;

распоряжение Председателя ЦИК России от 24 января 2000 года № 9-р «Об образовании Федерального информационного центра «Выборы Президента Российской Федерации («Выборы-2000»)»;

распоряжение ФЦИ от 10 февраля 2000 года № 4 о переводе Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в режим подготовки и проведения досрочных выборов Президента Российской Федерации и повторных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва и другие.


ГАС «Выборы» представляет собой территориально – распределенную систему, элементы которой размещаются в более чем 3000 районных центрах и городах России. Организационная структура ГАС «Выборы» определяется избирательной системой Российской Федерации и соответствует структуре избирательных комиссий.

Система включает комплексы средств автоматизации, организованные в виде четырехуровневой иерархической структуры. Верхний (первый) уровень системы представляет собой комплекс средств автоматизации (далее – КСА) ЦИК России, второй уровень системы – КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, третий уровень – КСА окружных избирательных комиссий, четвертый уровень – КСА территориальных избирательных комиссий. Развитие системы предусматривает в дальнейшем автоматизацию участковых избирательных комиссий и создание КСА пятого уровня – КСА участковой избирательной комиссии.

КСА всех уровней состоят из технического, программного и информационного обеспечения, объединяются в информационно -  коммуникационную сеть с использованием государственных и коммерческих каналов, сетей связи и передачи данных.

Имущественный комплекс ГАС «Выборы» составляют:

КСА ГАС «Выборы»;

информационные ресурсы ГАС «Выборы»;

финансовые и прочие средства, обеспечивающие функционирование и развитие ГАС «Выборы».

В структуре ГАС «Выборы» существует 88 КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (34 из них совмещают функции КСА окружных избирательных комиссий), 190 КСА окружных избирательных комиссий и 2769 КСА территориальных избирательных комиссий. Общее количество КСА 3063. Количество единиц программно-технических средств, входящих в КСА комиссий всех уровней превышает 100 000 шт.

Комплекс технических средств Центральной избирательной комиссии Российской Федерации является самым крупным в ГАС «Выборы». В его состав входят более двухсот автоматизированных рабочих мест (далее – АРМ) пользователей, подключенных к локальной вычислительной сети (далее ЛВС) ЦИК России, а также Центр управления ГАС «Выборы» Федерального центра информатизации.

В состав ЛВС ЦИК России входят: Центральный Файл Сервер, Сервер Базы данных, Серверы Сегментов Сети, всего более 20-ти серверов, а также серверы электронной почты. ЛВС ЦИК России по выделенным каналам связи через хосты Дионис связана с 89 КСА избирательных комиссий субъектов Российской федерации (далее ИКСРФ).

Состав программно-технических средств КСА ИКСРФ:

файл сервер/сервер баз данных, сервер электронной почты, четыре АРМ, печатающие устройства (принтеры), сетевой концентратор, средства телекоммуникации (модемы).

Все АРМ объединены в ЛВС, обеспечивающую одновременную работу пользователей с базами данных функциональных комплексов задач.

Средства антивирусной защиты (Dweb), установленные на всех компьютерах, позволяют тестировать на наличие вирусов всю входную информацию (через электронную почту и с магнитных носителей).

Средства защиты информации от несанкционированного доступа (Secret Net, аппаратная и программная части) позволяют разграничить доступ пользователей к информации и запретить несанкционированное включение компьютеров.

В составе программно-технических средств КСА ИКСРФ, совмещающего функции КСА окружной избирательной комиссии, создано пять АРМ.

Состав программно-технических средств КСА окружной избирательной комиссии включает три АРМ, сетевой концентратор, печатающие устройства, модемы; АРМ1 и АРМ2 объединены в одноранговую сеть, установлен Dimail (электронная почта), Secret Net, Dsav 2.51.

Состав программно-технических средств КСА территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК), количество АРМ, количество принтеров и их тип зависит от количества участковых избирательных комиссий (далее – УИК) и численности избирателей, проживающих на данной территории.

АРМ основного варианта КСА ТИК автономны, и на них установлены одинаковые программные средства. В составе КСА ТИК, имеющей более 70 УИК, существуют третий АРМ и сетевые средства, позволяющие соединить компьютеры в одноранговую сеть. В состав КСА ТИК, обслуживающей более 60 тысяч избирателей, включен лазерный принтер.

КСА УИК представлены в ГАС «Выборы» опытными сериями сканеров избирательных бюллетеней, которые, начиная с 1996 года, использовались при проведении выборов в ряде регионов. Сканер избирательных бюллетеней (далее СИБ) устройство отечественной разработки, предназначенное для автоматизации деятельности УИК по обработке избирательных бюллетеней. СИБ производит автоматическое считывание информации с избирательных бюллетеней с учетом отметок, внесенных избирателями, подсчет поданных за кандидатов голосов, а также голосов, поданных против всех кандидатов, с нарастающим итогом и регистрацию результатов этой работы на магнитном и бумажном (бумажная лента) носителях. СИБ осуществляет проверку бюллетеней на их соответствие установленной форме и наличие печати соответствующей участковой избирательной комиссии, выявляет недействительные избирательные бюллетени и избирательные бюллетени неустановленной формы, которые сканер маркирует путем просечек на краях бюллетеня. Отличие результатов ручной и автоматической обработки бюллетеней составляет не более 0,05% от общего количества подсчитанных голосов. При этом основной причиной расхождения результатов явилось нарушение избирателями правил заполнения бюллетеней, установленных законом.

При проведении выборов Президента Российской Федерации 26 марта 2000 года устройствами для автоматического считывания избирательных бюллетеней была оснащена опытная зона, состоящая из 110 участков в г. Москве, 57 участков в г. Вологде и 90 в г. Череповце. Применение СИБ обеспечило получение предварительных итогов голосования от этих участков уже через 20 минут после их закрытия.

При подготовке к федеральным выборам 1999-2000 годов была проведена частичная модернизация системы, дооснащение ее новыми, более производительными программно-техническими средствами. ИКСРФ, ОИК и ТИК были укомплектованы необходимым оборудованием, общим и специальным программным обеспечением, восстановлено более 2000 единиц оборудования.


Программное обеспечение ГАС «Выборы» представляет собой совокупность общесистемных и специальных программных средств.

Общее программное обеспечение ГАС «Выборы» используется для управления системой и поддержания протокола взаимодействия аппаратных средств, построения автоматизированных рабочих мест пользователей, создания и поддержки единой программной и информационной среды.

Специальное программное обеспечение ГАС «Выборы» это разработанный в России пакет многоцелевых и многофункциональных программ, обеспечивающих решение задач, стоящих перед ГАС «Выборы» как во время выборов, так и между ними.

Специальное программное обеспечение (далее СПО) представляет собой функциональные комплексы задач (далее – ФКЗ), автоматизирующие учет избирателей (ФКЗ «Избиратель»), избирательные процессы («Планирование», «Территория», «Кандидат/Депутат» и «Итоги»), подготовку картографических данных («Картография»), учет кадрового состава избирательных комиссий («Кадры»), учет и контроль использования избирательных фондов («Контроль финансов»), процессы делопроизводства («Делопроизводство»), а также предоставляющие информацию по правовому законодательству («Право»).

В течение 1999 - 2000 годов ФКЗ ГАС «Выборы» были существенно доработаны (комплекс задач «Контроль финансов» полностью переработан) с целью подготовки системы к проведению федеральных избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва и Президента Российской Федерации.

В действующей (5.1) версии ГАС «Выборы» обеспечивается информационно-функциональное единство автоматизирующих избирательные процессы четырех основных ФКЗ («Планирование», «Территория», «Кандидат/Депутат», «Итоги»), связанных в единый программный комплекс, позволяющий автоматизировать основные технологические процессы избирательной системы, а также оперативно представлять информацию в вышестоящие избирательные комиссии, в том числе для своевременного выявления нарушений законодательства.

Основные характеристики ФКЗ «Планирование»

Основные характеристики ФКЗ «Территория»

Основные характеристики ФКЗ «Итоги»

Основные характеристики ФКЗ «Картография»

Основные характеристики ФКЗ «Избиратель»

Основные характеристики ФКЗ «Право»

Основные характеристики ФКЗ «Контроль финансов»

Основные характеристики автоматизированной системы делопроизводства (АСД)

Телекоммуникационная сеть ГАС «Выборы»

Системный администратор ГАС "ВЫБОРЫ"

Сервисное обслуживание ГАС «Выборы»

Информационно-справочная система Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Использование ГАС «Выборы» в ходе подготовки и проведения федеральных выборов 1999-2000 г.г.

(ИСС ЦИК России)

Федеральный информационный центр «Выборы» (ФИЦ «Выборы»)

Практика показала, что такая масштабная система, как ГАС «Выборы», должна функционировать постоянно. Ресурсы ГАС «Выборы» сейчас используются не только для решения избирательных задач, но и общегосударственных. Только так можно сохранить ее работоспособность, обеспечить нормальную эксплуатацию и развитие. Перспективным в этом направлении является решение о создании автоматизированной системы «Государственный регистр населения». Действующий в настоящее время программно-технический комплекс ГАС «Выборы» позволяет осуществлять учёт более 109 миллионов избирателей. Это может стать основой создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения», что позволит на первом этапе значительно снизить финансовые затраты и сократить срок работ.

К первоочередным работам по развитию ГАС «Выборы» необходимо отнести доработку типового комплекса средств автоматизации территориальной избирательной комиссии с целью обеспечения возможности ведения базы данных «Регистр населения» на ее программно-технической среде, а также обеспечить сопряжение комплексов средств автоматизации территориальных комиссий, расположенных в администрациях муниципальных образований, с внешними источниками и потребителями информации (миграционная, паспортно-визовая и другие службы).

В настоящее время между Федеральным центром информатизации при ЦИК России и субъектами Российской Федерации заключены и действуют 15 генеральных соглашений о совместном использовании государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», 76 соглашений о совместном использовании и развитии средств телекоммуникаций регионального фрагмента ГАС «Выборы».

В рамках генеральных соглашений решаются вопросы создания региональных информационно-телекоммуникационных сетей или сетей передачи данных для информационного обеспечения, организации делопроизводства, создания баз данных в интересах территориальных подразделений федеральных государственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления.

С позиции субъекта Российской Федерации весьма перспективным направлением использования ГАС «Выборы» может быть организация региональных информационно-телекоммуникационных сетей на базе развернутых в регионе КСА ГАС «Выборы» для информационного обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, организации делопроизводства, проведения социально-экономического мониторинга и многое другое. Такие работы проведены при поддержке ЦИК России в 15 субъектах Российской Федерации и легли в основу созданных региональных информационно-телекоммуникационных систем Ивановской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Рязанской и других областей.

КСА ГАС «Выборы» используются и в деятельности органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации. При поддержке глав администраций ряда муниципальных образований созданы и успешно эксплуатируются локальные телекоммуникационные сети и созданы полномасштабные информационные базы данных с использованием КСА ТИК, чаще всего в интересах нужд закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). В качестве примера можно привести: г. Ангарск Иркутской области, г. Лесной Свердловской области, г. Магадан Магаданской области, г. Северск Томской области, г. Сосновый Бор Ленинградской области, г. Обнинск Калужской области, Советский район г. Новосибирска и др.

Сегодня невозможно представить проведение избирательных кампаний без использования ГАС «Выборы», кроме того, ресурсы ГАС «Выборы» могут эффективно использоваться и в межвыборный период. Поэтому дальнейшее развитие системы является одной из первоочередных задач Центральной избирательной комиссии и Федерального центра информатизации при ЦИК России.
 


Возврат к списку

Другие новости




Сopyright © Центральная избирательная комиссия Республики Карелия
При использовании материалов, размещенных на сайте ЦИК Карелии, ссылка на источник обязательна!