ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В КОНТУРАХ НОВОГО ЗАКОНА

Центральная избирательная 
комиссия Республики Карелия


12.08.2002

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В КОНТУРАХ НОВОГО ЗАКОНА

 Е.П. Дубровина
Член ЦИК РФ, руководитель рабочей группы по разработке Федерального

Согласно Федеральному закону «О политических партиях» (далее везде – Федеральный закон) и отчасти благодаря ему в ближайшее пятилетие, включающее новый цикл электоральных процессов, связанных с выборами федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, политическим партиям предстоит стать поистине влиятельными политическими силами, способными выражать и представлять интересы граждан, формировать либо воздействовать на формирование политической воли в стране.

Закон, определяет партии, единственной формой общественных объединений, имеющей право заниматься политической деятельностью и самостоятельно участвовать (выдвигать кандидатов) на выборах органов государственной власти федерального и регионального уровня. Как известно, проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 31 октября 2001 года, предусматривает введение пропорциональной системы при формировании (избрании) законодательных органов субъектов РФ. Если закон будет принят в предложенной редакции, по партийным спискам должны будут избираться не менее половины депутатов законодательных органов. Этот процесс уже начался. К субъектам Российской Федерации, где уже действует смешанная мажоритарно- пропорциональная система избрания законодательных органов – Красноярский край, Свердловская и Калининградская области, добавилась и Псковская область. Данная тенденция должна самым позитивным образом отразиться на процессе партийного строительства и структурировании политического пространства в целом. Наряду с преференциями закон предъявляет к политическим партиям определенные требования по структуре (не менее 45 региональных отделений) и по численности (не менее 10 тысяч членов) для подтверждения их состоятельности и серьезности намерений. Эти требования также служат и поддержке идей политических партий обществом.

Федеральный закон вводит ряд новых норм, направленных на реализацию одного из основных принципов деятельности политических партий – принципа гласности. Согласно законодательству политические партии действуют открыто, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной. По сути дела регистрирующие органы и сами партии должны обеспечить возможность ознакомления с указанными документами всех желающих граждан и юридических лиц, в том числе государственных органов. Но самым значимым положением норм закона в плане обеспечения гласности, пожалуй, является обязанность политических партий ежегодно представлять в Министерство по налогам и сборам, а также в регистрирующий орган сводный финансовый отчет политической партии. Не менее важно, что федеральный регистрирующий орган обязан не позднее, чем через два месяца со дня представления (п.2 ст.35) размещать сводный финансовый отчет политической партии на специальном сайте информационно- телекоммуникационной сети общего пользования.

Обязанность политических партий представлять по сути публичный отчет о своих доходах, расходах и имуществе по праву можно считать центральной, основополагающей нормой как для частного, так и для государственного финансирования партий. Именно это положение закона способствует реальному отражению в идеологии партии интересов определенных групп граждан, а не финансовых групп, на содержании которых партии подчас находятся.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» (ст.29) предусматривает также обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом. Однако, насколько известно, из-за отсутствия механизма реализации этой нормы ни то, ни другое не делается по сей день.

Сводный финансовый отчет политической партии должен содержать сведения: об источниках и о размерах денежных средств, поступивших на счета политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений в отчетном году; о расходовании этих средств; об имуществе политических партий с указанием его стоимости и сведений о его государственной регистрации. При этом средства, израсходованные политической партией, ее региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями на подготовку и проведение выборов, учитываются отдельно.

Необходимо отметить, что при подготовке и принятии Федерального закона под источниками денежных средств и иного имущества в финансовом отчете предполагались конкретные жертвователи. То есть конкретные плательщики, размер пожертвований за год которых должен включать в себя суммы перечислений и стоимость имущества, предоставленные как партии, так и ее региональным отделениям. Возможно установление определенных пределов пожертвований, при которых суммы, не превышающие их, будут обезличены. Иначе говоря полные данные жертвователей в сводном финансовом отчете по таким поступлениям указываться не будут. Сложно представить, какой может иметь объем сводный финансовый отчет политической партии, если в нем будут указаны все жертвователи, включая и тех, кто внес в партийную кассу незначительные суммы. Исходя из этих соображений мы полагаем, что предел обезличенных пожертвований для физических лиц может быть установлен в 10-30 тысяч рублей, а для юридических – 200-300 тысяч рублей.

Что же касается средств на подготовку и проведение выборов, то в сводном финансовом отчете должны содержаться данные о перечисленных партией и ее региональными отделениями суммах в избирательные фонды кандидатов. Это не в коем случае не означает, что контроль за избирательными фондами теперь будет осуществлять Министерство по налогам и сборам. Эта функция остается за избирательными комиссиями. Правовые последствия нарушений формирования избирательных фондов, как и прежде будет определять избирательное законодательство. Данные в сводном отчете дадут возможность сопоставлять реальные затраты партии на проведение избирательных кампаний с теми средствами федерального бюджета, которые будут предоставляться партиям согласно п.1 ст.33 Федерального закона, что значительно облегчить решение проблемы компенсации затрат на выборах.

Отметим, что форма сводного финансового отчета, перечень предусмотренных Законом требований к которому является исчерпывающим (п.3 ст.34), устанавливается Министерством по налогам и сборам Российской Федерации. Согласно п.1 ст.35 Федерального закона проверка сводного финансового отчета политической партии осуществляется этим же Министерством.

Помимо сводного финансового отчета, партия и ее структурные подразделения, являющиеся юридическими лицами, осуществляют бухгалтерскую отчетность в общем порядке, установленном для юридических лиц.

Партия обязана представлять сводный финансовый отчет в налоговые органы ежегодно не позднее 20 марта года, следующего за отчетным. А это значит, что после 20 мая текущего года каждый желающий может ознакомиться с финансовым отчетом политической партии за прошлый год через специальный сайт в телекоммуникационной сети, о которой говорилось выше. При этом становится очевидным, что партия и ее структурные подразделения должны будут бухгалтерские отчеты сдавать раньше предельного срока. Не до 1 апреля года следующего за отчетным, а так, чтобы на базе их данных к 20 марта мог быть составлен сводный финансовый отчет.

Представляется целесообразным опубликование сводных финансовых отчетов не только в электронной сети, но и в виде специальных брошюр. Тогда значительно большее число желающих получит возможность не только ознакомиться с данными отчетов, но и изучать и исследовать вопросы финансирования политических партий. Для этого необходимо, чтобы эта информация сохранилась в фондах библиотек достаточно долго. В настоящее время срок хранения данной информации законом не установлен. Хотелось бы надеяться, что он будет достаточно продолжительным, например, не менее двух-трех электоральных циклов.

Для реализации в полной мере основных принципов деятельности партии – законности и гласности необходимо, чтобы проверяющий либо регистрирующий орган (в данном случае Министерство юстиции России), информировали общество о результатах проверки сводных финансовых отчетов, или хотя бы информацию о вскрытых нарушениях размещали там же, где будут опубликованы финансовые отчеты.

Ответственность за осуществление финансовой деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений несут уполномоченные лица, назначаемые в соответствии с уставом партии, а по сути казначеи (п.5 ст.28). Указанная норма означает, что в уставе партии должна быть определена либо должность в руководящем органе, предполагающая казначейские функции, либо – орган, имеющий право назначать казначея как в партии в целом, так и в ее структурных подразделениях. Закон не увязывает функции ответственного за финансовую деятельность с работой в аппарате партии на штатной основе. Что касается конкретных видов ответственности, то они определены соответствующими статьями уголовного и гражданского кодексов, КоАП Российской Федерации.

Пожертвования

Обеспечивая прозрачность финансирования политической партии, закон позволяет и обществу, и отдельным гражданам знать имена людей и организаций, которые предоставляют свои денежные и иные средства в распоряжение партии. При этом, дабы не допустить зависимости и оказания на них политического влияния со стороны отдельных частных лиц и организаций, закон устанавливает ограничения на размеры сумм пожертвований, полученных партией от граждан и юридических лиц.

Закон вводит ограничения и на источники пожертвований (по кругу лиц–жертвователей) и предусматривает ряд обязательных условий. Например, обязательное документальное подтверждение пожертвования с указанием источника пожертвования как для пожертвований в виде денежных средств, так и иного имущества, которое физические и юридические лица вправе передавать самим политическим партиям или ее региональным отделениям. То есть жертвователь должен подтвердить свое право на распоряжение имуществом и оформить передачу имущества в установленном порядке договором дарения, поскольку согласно ст. 574, 583 гражданского кодекса Российской Федерации безвозмездная передача имущества на сумму свыше 5 минимальных размеров оплат труда требует письменного оформления сделки. Это условие направлено на то, чтобы не допустить, так называемого, «отмывания» денег через партийные счета, а также исключить возможность попадания в распоряжение партии денежных средств или иного имущества из запрещенных законом источников через подставных физических и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 3 ст.30 Федерального закона не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям, равно как и иным структурным подразделениям от:

иностранных государств и иностранных юридических лиц, в том числе всевозможных зарубежных фондов;

иностранных граждан;

лиц без гражданства;

граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет;

российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);

международных организаций и международных общественных движений;

органов государственной власти и органов местного самоуправления;

государственных и муниципальных организаций;

юридических лиц, имеющих в своем уставном (складном) капитале долю государственной или муниципальной собственности, превышающую 30 процентов на день внесения пожертвования;

воинских частей, военных организаций, правоохранительных органов;

благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций;

анонимных жертвователей;

юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования.

Сумма пожертвований, полученных политической партией от одного юридического лица в течение года не должна превышать сто тысяч, а от одного физического лица - десяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году осуществления пожертвований. Если учесть, что на 1 марта 2002 года минимальный размер оплаты труда составляет 100 рублей, то это достаточно серьезные суммы.

Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных партией не должна превышать 10 миллионов минимальных размеров оплаты труда, то есть 1 миллиард рублей на сегодняшний день.

В каком бы виде не осуществлялось пожертвование, политическая партия должна оценить его в денежном выражении и учитывать в сводном финансовом отчете, а сумму стоимости (оценки) включить в общую сумму пожертвований данного жертвователя.

Юридическое лицо при передаче пожертвований политической партии в виде денежных средств, исключительно путем безналичного перечисления, проставляет в платежном поручении отметку об отсутствии ограничений на пожертвования, предусмотренных пунктом 3 ст.30 Закона «О политических партиях».

Хотелось бы обратить внимание на то, что согласно действующему избирательному законодательству при формировании избирательного фонда действуют аналогичные ограничения на пожертвования. При этом в платежных документах проставляются сведения об отсутствии государственной, муниципальной, иностранной доли собственности и прочие отметки. При отсутствии одного из указанных сведений платеж считается анонимным и подлежит перечислению в доход государства. Федеральный закон облегчает порядок перечисления, не содержит формальных ограничений для поступления средств, но предполагает жесткий контроль за соблюдением закона.

На политической партии лежит ответственность за достоверность и законность получаемых средств. Законодатель именно партию обязывает вернуть пожертвование, поступившее из запрещенных источников либо с превышением предельно допустимых размеров в течение месяца со дня их получения обратно жертвователю, а в случае невозможности возврата (например, при поступлении анонимного платежа) передать в доход Российской Федерации.

Закон о партиях не содержит финансовых санкций за неисполнение этой обязанности. Например, аналогичный закон Германии установил довольно серьезные санкции. Там за получение незаконного пожертвования партия уплачивает штраф в двойном размере суммы незаконного (запрещенного) пожертвования, а сумма самого пожертвования направляется председателю Бундестага.

К сожалению или к счастью, наше законодательство пока не предусматривает подобных жестких мер к нарушителям. Но при этом согласно п.2 ст.38 Федерального закона контроль за источниками доходов, размерами получаемых ими денежных средств, уплатой налогов политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных подразделений, осуществляют налоговые органы Российской Федерации. В случае обнаружения нарушений политическими партиями закона о партиях в плане финансовой деятельности они должны довести данную информацию либо по запросу, либо самостоятельно (порядок пока не определен) до регистрирующего органа. А тот в свою очередь обязан вынести партии (или ее зарегистрированному структурному подразделению) предупреждение с указанием допущенных нарушений и установить срок для их устранения, то есть перечисления незаконно полученной суммы либо жертвователю, либо в доход государства. В противном случае возможно возбуждение процедуры приостановления деятельности партии либо ее ликвидации.

Кроме этого, согласно п.3 ст.32 Закона, в случае невыполнения политической партией требований закона о предоставлении сводного финансового отчета с указанием в нем всех необходимых достоверных сведений, государственное финансирование этой партии прекращается.

Да, закон пока что не предусматривает жестких финансовых мер, применяемых к нарушителям. Но в случаях, если жертвователь при перечислении средств указывает в платежном документе, что ограничения соблюдены, а в результате проверки обнаружится недостоверность этих сведений, целесообразно, чтобы все средства, поступившие от этого жертвователя, не возвращались на его счет, а в обязательном порядке изымались в доход бюджета. Это отобьет охоту у тех, кто пытается играть с государством в игры, в надежде, что все, как говорится, сойдет с рук.

Также представляется целесообразным установить порядок, при котором:

при поступлении средств на счет партии лица, ответственные за финансовую деятельность, должны предпринять все меры, чтобы убедиться, что эти средства не подпадают под ограничения, дабы уберечь себя от ответственности, а партию от неприятностей. Быть может, для этого необходимо адрес по крайней мере крупных жертвователей дополнительно сделать запрос;

при поступлении незаконного пожертвования, независимо от того, когда партии это стало известно, она должна либо вернуть его сумму либо перечислить в доход государства.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые обстоятельства, имеющие, на наш взгляд, серьезное значение. В настоящее время согласно закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (п.2 ст.4) направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах политическим партиям не является благотворительной деятельностью. То есть жертвователи в данном случае не пользуются определенными льготами по налогообложению, что не совсем правильно.

Было бы целесообразно, используя опыт некоторых государств, уменьшить налогооблагаемые доходы граждан на сумму пожертвований политическим партиям. Что-то можно предусмотреть и для юридических лиц, а равно и для самой партии при осуществлении ею благотворительной деятельности. Эта информация к размышлению, но может побудить субъектов законодательной инициативы внести соответствующие поправки в действующее законодательство.

Помимо пожертвований денежные средства политической партии формируются за счет:

а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом партии. При этом устав может содержать положения о том, что членские и вступительные взносы вводятся и размер их устанавливается по решению определенного руководящего органа партии, а не непосредственно уставом;

б) поступлений от мероприятий, проводимых политической партией и ее структурами, а также доходов от предпринимательской деятельности;

в) поступлений от гражданско-правовых сделок;

г) средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Государственное финансирование

Согласно ст.33 Федерального закона государственное финансирование политических партий осуществляется по итогам их участия в выборах путем перечисления на расчетные счета ежегодными и единовременными перечислениями. Необходимые расчеты и перечисления этих средств осуществляет федеральное казначейство по информации о результатах выборов, предоставляемой ЦИК России.

Политические партии имеют право на получение бюджетных средств в случаях прямо предусмотренных в законе о политических партиях:

по результатам выборов депутатов Государственной Думы, если федеральный список партии или избирательного блока набрал не менее 3 процентов голосов избирателей; если по одномандатным округам было избрано не менее 12 кандидатов от этих партий, избирательных блоков; если федеральный список получил менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. То есть закон предусматривает обязательное участие партии в избрании депутатов Государственной Думы по федеральному округу.

по результатам выборов Президента Российской Федерации, если кандидат на должность Президента, выдвинутый политической партией или избирательным блоком, получил поддержку не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Средства федерального бюджета выделяются:

по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – не позднее чем через 3 месяца со дня официального опубликования результатов выборов, и в последующем ежегодно в течение всего срока полномочий Государственной Думы соответствующего созыва после проверки достоверности сводного финансового отчета;

по результатам выборов Президента Российской Федерации – единовременно не позднее, чем через год со дня официального опубликования результатов выборов.

Размер государственного финансирования определяется путем умножения 0,005 минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на 1 марта, предшествующего году выделения средств на число голосов избирателей, полученных соответственно федеральным списком, либо депутатами одномандатниками, либо кандидатом на должность президента.

Политические партии вправе отказаться от государственного финансирования, известив о принятом решении об отказе от государственного финансирования федеральное казначейство до перечисления последним сумм на расчетный счет партии. В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 статьи 21 Федерального закона устав политической партии должен содержать положения, определяющие права политической партии, ее структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом. Отсюда следует, что орган, обладающий правом принятия решения об отказе от государственного финансирования, должен быть определен уставом. Это в лучшем случае. Либо такое решение будет вправе принять орган, в компетенцию которого входит право распоряжения денежными средствами. С учетом того, что иногда в партиях возникает ситуация двоевластия, либо дублирование полномочий разными органами, в целях избежания недоразумений, право на отказ от государственного финансирования целесообразно закрепить за конкретным руководящим органом в уставе политической партии. Отказавшись от государственного финансирования, партия теряет право на бюджетные средства в течение всего текущего года.

Бюджетные средства, полученные политической партией, могут быть использованы, только на уставные цели, так как пункт 1 ст.31 Закона предусматривает, что политические партии самостоятельны в решении вопросов получения и использования денежных средств и иного имущества.

Иные виды государственной поддержки

Федеральный закон о политических партиях наряду с государственным финансированием политических партий устанавливает также обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления на равных условиях оказывать поддержку политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям (местным первичным) посредством:

1. Обеспечения равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации;

2. Предоставления помещений и средств связи на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям;

3. Обеспечение равных условий участия в избирательных кампаниях, референдумах, общественных и политических акциях.

Что касается средств массовой информации, то очевидно, что ставить этот вопрос можно только по СМИ государственным или муниципальным, то есть имеющим соответствующую долю участия государственной или муниципальной собственности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что ЦИК РФ заинтересована в том, чтобы партии строили свою деятельность, в том числе финансовую, на основе закона с тем, чтобы во время избирательных кампаний, а это основная функция и цель политических партий, не возникало дополнительных осложнений ни у партий, ни у их избирателей.


Возврат к списку

Другие новости


22.10.2021 Центральная избирательная комиссия Республики Карелия сообщает о приеме предложений о кандидатурах для назначения в состав Общественного совета при Центральной избирательной комиссии Республики Карелия 2021-2023 гг.
20.10.2021 ЦИК Карелии сообщает о проведении 151-го заседания
20.10.2021 Председатель ЦИК Карелии принял участие в работе круглого стола «Открытая встреча с экспертом: общественный контроль за выборами и голосованием; внешняя политика и Soft Power; успешные практики общественной дипломатии»
18.10.2021 Молодые организаторы выборов в Карелии в числе организаторов переписи населения в России
10.10.2021 Повторное голосование на дополнительных выборах депутата Совета Рабочеостровского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №10 10 октября 2021 года
06.10.2021 Состоялось первое заседание Законодательного Собрания Республики Карелия VII созыва


Сopyright © Центральная избирательная комиссия Республики Карелия
При использовании материалов, размещенных на сайте ЦИК Карелии, ссылка на источник обязательна!