ВЫБОР ВЛАСТИ КАК ВЫБОР БУДУЩЕГО

Центральная избирательная 
комиссия Республики Карелия


12.08.2002

ВЫБОР ВЛАСТИ КАК ВЫБОР БУДУЩЕГО


И.Б. Гасанов
кандидат политических наук

Человечество имеет в своем распоряжении не так много средств для достижения совершенства: в первую очередь, это конечно, разум, далее свобода, правда, любовь, ответственность, и все отсюда вытекающее. Нет смысла говорить о том, на каком расстоянии мы находимся от совершенства на сегодняшний день - это тема другого разговора. Скажем одно: путь к совершенству пролегает, в том числе, через улучшение самоорганизации человечества, то есть через совершенствование власти.

К сожалению, в данном вопросе человечество особых успехов не достигло. На сегодня для улучшения власти мир располагает очень небольшим набором инструментов. И один из них - выборы: изобретение, которое позволяет Человеку по настоящему влиять на Власть; практически единственная возможность полноценного диалога Гражданина с Властью.

Сколько бы мы ни говорили о демократии, на кого бы ни ссылались, кому бы ни подражали, никуда нам не деться от ее сути: это власть народа, то есть власть каждого гражданина, так как народ может состоять только из граждан, иначе это толпа. Власть же, выбираемая народом - это исполнитель воли народа, и не более того. Это власть существует ради народа, а не наоборот, что, конечно, в интересах народа, но не в меньшей мере и в интересах власти, так как она является (по крайней мере, должна являться) частью народа. И по этой простой причине власть должна быть кровно заинтересована в подлинной демократичности выборов.

Проблема выбора напрямую связана с проблемой свободы. Есть выбор - есть свобода. И наоборот: есть свобода - есть выбор. Одно без другого невозможно. Выбор может быть только свободным, иначе это все что угодно, только не выбор. Это - что касается просто выбора как такового. Что же касается выборов власти, то независимо от уровня, это проблема многоаспектная.

Понятие "выборы" само по себе предполагает наличие альтернативы. Так называемые безальтернативные выборы – абсурд, и не более того (что-то вроде "управляемой демократии" или "демократической диктатуры"). Но безальтернативными выборы могут быть и при наличии сотен кандидатов: а) если эти кандидаты навязаны; б) если они выражают одну и ту же точку зрения; в) если выборы проводятся ради выборов.

Выборы - очень тонкая материя: они теряют свои основные свойства от малейшей фальши. Как только в процесс выборов включается ложь, они перестают быть выборами. Они не терпят несерьезного отношения к себе, особенно со стороны избирателя, то есть главного участника выборов.

Выборы - это процесс цельный. Любой этап этого процесса напрямую связан с конечным результатом. Если в предвыборной борьбе используются грязные технологии, то и результаты выборов не могут быть свободны от грязи. Избирателя, поддавшегося уговорам или подкупу при выборе, ждет власть, способная на подкуп и взятки.

Выборы - это полное понимание личностью взаимосвязи между своей гражданской позицией и собственным будущим. Если суть выборов не ясна большинству избирателей и власть воспринимает это как благо, как возможность своевластничать, то выборы становятся инструментом обмана.

Выборы - это огромная ответственность, что не исключает свободу личности. Свобода должна базироваться на ответственности, иначе это своеволие. С выборами нельзя бездумно экспериментировать, здесь необходим трезвый ум, ясное понимание всей важности твоего голоса. Ошибка в выборе делает вероятной еще большую ошибку, ведет к непредсказуемым последствиям.

Наконец, выборы имеют огромное воспитательное значение в целом для всего общества. Совершенствуясь в выборе, общество совершенствует власть, и чем ответственнее оно относится к выборам, тем лучшую власть получает.

Если представить политическую систему государства как некое здание, то выборы - это как минимум элемент фундамента, часть основы, на которой стоит сама система. Допуская использование лжи в виде черного пиара, более того, равнодушно взирая, как ложь и только ложь становится основным средством предвыборных технологий, мы подрываем основы собственного государства.

Почему призывы к войне, национальной розни, террору наказуемы, а способствование коррупции, казнокрадству, взяточничеству, наконец, криминализации власти – нет. Существовал бы черный пиар, если бы он не оплачивался так щедро, как сегодня? Зачем люди вкладывают огромные деньги, совершенно несопоставимые ни с зарплатой народного избранника, ни с привилегиями выборной должности, чтобы стать депутатом, мэром, губернатором, иначе говоря, чтобы взвалить на себя ответственность, так называемое бремя власти? Предположим, среди избираемых 10, 20, даже 30 процентов романтиков, донкихотов, патриотов, просто здоровых авантюристов, а остальным зачем тратить свои п(том и кровью заработанные средства на какую-то там должность?

Хотим мы того или нет, но приходится признать, что большая часть тех, кто вкладывает деньги в собственное избрание, идут во власть за еще большими деньгами. Их позиция понятна. А наша? Ведь плохой губернатор, некомпетентный депутат, коррумпированная дума не сами по себе появляются - это мы их выбираем.

Молодежь, то есть поколение, на которое мы надеемся, все это видит, и сколько бы мы не говорили ей - ребята, мы неправильно поступаем, у нас просто другого выхода нет, нас обманывают с помощью грязных технологий, мы так и не сумели освободиться внутренне, вот и выбираем не так, а вы будьте лучше, - она все равно делает свои выводы, примыкает в худшем случае к "бритоголовым", в лучшем - к "Идущим вместе". Лицемерие может порождать только еще большее лицемерие, ложь - еще большую ложь.

Наши выборы все больше и больше отдаются на откуп лжи. Само понятие "предвыборные технологии" в понимании так называемых пиарщиков означает исключительно ложь и прямой обман. Мы хотим на лжи построить правдивую, честную власть. Обманывая детей по любому поводу, мы мечтаем, чтобы они выросли правдивыми. Специалистов по лжи мы объявили мудрецами, к каждому слову которых прислушиваемся, хотя понимаем, что они просто физически не способны говорить правду, и мы услышим всего лишь очередную ложь. Сделав выборы фальшивыми, мы закладываем ложь в саму основу собственной политической системы, своего государства.

Выборы - дело дорогостоящее, но неверный выбор обходится еще дороже. Мы допустили достаточно ошибок, чтобы уже начать на них учиться. И через "да, да, нет, да" прошли, и сердцем голосовали, и популистов навидались, наслушались, пора бы наконец и попытаться собственным разумом разобраться - что же все таки значат для нас выборы.

Мы не всегда знаем, чем обернется то или иное действие, тот или иной поступок через неделю, год или десятилетие. Вряд ли кто- нибудь предполагал, что дети убитых афганцев со временем станут движением "Талибан". Мы не знаем, что несут нам сегодняшние события в Чечне, демографическая ситуация, когда детей в стране становится все меньше, а стариков все больше, всеобщее стремление к материальному благополучию. Мы не представляем себе, что влечет за собой каждодневная пропаганда телевидением, радио, печатной продукцией легкого отношения к жизни, как к чему-то пустому, как ни к чему особо не обязывающей игре, или к чему может привести показ передач, где зритель практически подглядывает за героями через замочную скважину.

Такое впечатление, что главная цель - увести от мысли, от серьезных размышлений. Кого не удалось сделать настоящим наркоманом, можно вовлечь в другие формы наркомании. Выбор есть для всех: одни слои населения с головой уходят в сериалы, другие - в различные суррогаты музыки, третьих можно увлечь теми же боевиками и так далее. Важно, чтобы никто не думал, не пытался понять - что же происходит вокруг?

Так называемые серьезные передачи только подменяют собой настоящую аналитику, представляя внутривластные интриги как политику, а политику - как нечто забавное, игрушечное. Наглая ложь подкрепляется "веским словом", созданных самими СМИ "авторитетов", считающих мораль и нравственность – чем-то легковесным и необязательным; патриотизм, любовь к родине - смешными; национальные чувства, уважение к личности – чем-то из другой жизни и т.д. Если судить по СМИ, то жизнь в России – это всевозможные технические и природные катастрофы вроде пожаров, наводений и падения самолетов, политика в исполнении политических мародеров и клоунов, криминал с расчлененными трупами и взятками, размер которых сопоставим со стоимостью ужина "приличного" взяточника, бесчинства подростков, фанатеюших на коммерциализированных музыке и спорте, вялотекущая война под кодовым названием "контртеррористическая операция", предлагаемые к продаже товары, то есть реклама, и тому подобное.

Возможно, мы, нынешнее поколение, и не увидим результатов своего сегодняшнего равнодушия в отношении воспитания молодежи, собственной гражданской позиции и так далее. Но чем оборачивается наше легкомыслие в отношении выборов, мы видим, испытываем на себе каждый день. И с этой точки зрения любые примеры здесь излишни. Достаточно просто взглянуть на окружающую действительность.

Конечно, можно сослаться на наследие прошлого, отсутствие правового государства, гражданского общества, временные трудности, коррупцию, недостаточно высокий уровень политической культуры и многое другое. Но это все - следствие. Причина - это мы, наше равнодушие к собственной судьбе, к своему будущему. Иногда кажется, что если бы не предвыборная борьба отдельных кандидатов, выходящая за пределы приличия, мы бы и не заметили, что у нас проводятся выборы. Мы с головой ушли в свои житейские проблемы, забывая, что и эти проблемы напрямую связаны с тем, как и за кого мы голосуем, как мы строим свои отношения с властью.

На сегодня нам есть о чем беспокоиться: мы не только не смогли толком объяснить нашей молодежи значение выборов, как инструмента влияния на власть, ее формирования в интересах общества и народа, но и сами не сумели толком понять их истинную суть, важность, роль в жизни страны. Общество может делиться на множество партий, движений, жители страны могут иметь разные убеждения, политические взгляды, быть правыми, левыми, сторонниками защиты экзотических растений или животных - все это не так важно. Важно, чтобы они чувствовали себя гражданами страны, были заинтересованы в ее настоящем и будущем. Выборы же и есть настоящее страны, общества, государства, народа, где куется будущее. Это важнейший акт, от которого зависит, что нас ждет уже завтра.

Народ выбирает власть, выбирает, обманывая себя, делая вид, что верит тем, кого выбирает, иначе говоря, сам выбор власти основывается на лжи. Соответственно и дальнейшие взаимоотношения народа и власти пропитываются ложью. Замешанные на лжи выборы приводят к соответствующему поведению власти. В обществе, опирающемся на ложь, приход к власти честных и правдивых становится все менее вероятным. Нечистые помыслы, с которыми люди идут во власть, начинают проявлять себя очень быстро и во всем, чего бы не касались.

Казалось бы, уже давно выяснено, что многих рвущихся к власти народ интересует только как электорат, о котором можно забыть на следующий день после выборов. Но общество продолжает стучаться все в те же двери, раз за разом повторяя одни и те же ошибки, более того, пытается отстраниться от решения важнейшего для него вопроса. В результате выборы становятся своего рода черным ходом, через который во власть пролезают люди, мягко говоря, не совсем чистоплотные.

Почему бы не попытаться закрыть эти "черные ходы" регламентированием всего процесса выборов? И проводить их не в темноте, когда наружу вылезает всякая нечисть, а под ярким светом софитов. Чтобы каждый собирающийся во власть знал, что уже будучи кандидатом он, со всем его прошлым, настоящим, источниками доходов, со всеми его былыми и нынешними заслугами, нравственностью и моралью будет открыт всей стране. Что организация травли другого кандидата, использование грязных методов борьбы, да и любое отступление от закона влечет за собой уголовное наказание.

Более того, работу, особенно выборных органов власти, сделать максимально открытой для прессы, предварительно возложив на нее ответственность за любую ложь. Чтобы власть не манипулировала обществом с помощью лжи или полуправды, а говорила с ним, как с вышестоящей инстанцией. Власть должна быть подотчетной народу. Иначе расстояние между властью и обществом будет все увеличиваться, и в определенный момент может повториться теперь уже не семнадцатый, а девяносто первый год. Отчего, кстати, не выиграет никто, а потери могут быть огромны, несопоставимы даже с потерями девяносто первого.

Несерьезное отношение к выборам (а доказательство тому, что оно именно такое – легкость, с которой в законодательство вносятся изменения с целью продлить сроки пребывание во власти руководителей некоторых регионов, те же выборы президента в Якутии и т.д.) ведет, кроме всего прочего, еще и к маргинализации общества. Сегодня мы ссылаемся на народ, надеемся на него, но при таком развитии событий скоро будет не на кого ссылаться или хотя бы надеяться. Не потому, что народа не будет, просто он окончательно отвернется от государства, власти, если уже не начал отворачиваться. Не так-то просто сохранить веру во власть, когда видишь казнокрадов, взяточников, бандитов в качестве, предположим, законодателей.

Самое интересное в том, что низкий уровень участия избирателей в выборах выгоден мастерам грязных технологий: ведь меньшим количеством людей легче манипулировать. По той же причине выгодна и маргинализация общества. Человека с убеждениями, патриота Родины, чувствующего собственную причастность к ее судьбе, трудно подбивать на сделку с совестью. А маргинал только и ждет, чтобы ему предложили торг.

Хочется верить, что наше общество достаточно зрелое, и обязательно придет к пониманию того, что между тем, кого мы выбираем, и тем, что имеем, - от беспросветной бедности огромной части населения богатейшей страны до невиданного для России разгула преступности, от всепроникающей коррупции до чиновничьего произвола - существует более чем прямая связь.


Возврат к списку

Другие новости




Сopyright © Центральная избирательная комиссия Республики Карелия
При использовании материалов, размещенных на сайте ЦИК Карелии, ссылка на источник обязательна!