СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК НОРМА ЦИВИЛИЗОВАННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Центральная избирательная 
комиссия Республики Карелия


12.08.2002

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК НОРМА ЦИВИЛИЗОВАННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В.Н. Петрищев,
кандидат политических наук

В течение прошлого года в печати немало было сказано по поводу наступившего третьего тысячелетия и связанных с этим ожиданий наших соотечественников. В публикациях подобного рода не принято давать сравнительные оценки реальной действительности, поскольку основное внимание уделяется прогнозам на будущее, попыткам угадать его главные черты и т. п.

Сейчас уже остался позади рубежный этап завершившегося второго и начавшегося третьего тысячелетия, и не плохо было бы перейти к земным делам. А они свидетельствуют, что больших изменений и подвижек в социальной и экономической действительности в России пока не происходит.

По-прежнему звучит немало упреков от граждан в адрес практически всех ветвей власти по поводу неумения последних справиться с грузом больших и малых повседневных государственных дел.

Если такое положение будет сохраняться и дальше, то можно дать твердую гарантию того, что ближайший очередной рубежный этап мы вновь будем встречать при полном отсутствии позитивных сдвигов в нашей жизни.

Следовательно, необходимо навести хотя бы какой-то элементарный порядок в отношениях между гражданами и властью. Прошедшее десятилетие показало, что власть худо-бедно, но сумела сохранить себя, не обидеть в материальном отношении, чего не скажешь о миллионах рядовых граждан. Сложно сказать, какая из сторон в этих трудностях больше виновата. Ясно одно, что граждане не имеют права снимать с себя свою долю ответственности, поскольку они эту власть выбирали сами.

Очевидно, что в любом деле необходим элементарный контроль, в том числе и контроль избирателей за деятельностью этой самой избранной ими власти. Однако осуществлять такой контроль рядовым гражданам при отсутствии соответствующих механизмов весьма затруднительно.

Поэтому самая насущная задача для миллионов простых избирателей сегодня - создание и обеспечение посильного для реализации механизма периодического контроля за деятельностью избранников народа.В этой связи возникает вопрос, что в этой деятельности следует контролировать?

Если избранные лица принимают на себя определенные обязательства по отношению к гражданам, то последние могут и должны предложить свои гарантии для успешного выполнения ими своих обязанностей.

Подобные обязательства сторон могут быть сформулированы в социальном контракте, своего рода общественном договоре, в соответствии с которым лицо, избранное депутатом, губернатором или даже Президентом, берет на себя обязательства социального характера в отношении граждан, проживающих на территории, где проходят выборы, а избиратели гарантируют ему не только своевременную выплату достойной заработной платы, но и финансовое, техническое, материальное обеспечение его служебной деятельности и работы обслуживающего его аппарата. Это, по сути, совпадает со словами президента России В.В. Путина, который не раз подчеркивал, что рассматривает себя как лицо, нанятое народом для выполнения обязанностей по управлению государством.

В силу ограниченности срока такого контракта в нем должны быть оговорены условия содержания избранного лица после завершения времени договора.

Если с одной из сторон - подписантов социального контракта все ясно (ею должен быть избранный на определенный законом срок кандидат), то с другой стороной - избирателями дело обстоит несколько сложнее. Возможно, одновременно с избранием губернатора или Президента необходимо избирать представителя либо группу представителей, уполномоченных поставить свою подпись от имени граждан субъекта или всей Российской Федерации. Очевидно, что такая группа обязана будет и контролировать ход выполнения социального контракта другой стороной. В любом случае этот вопрос вполне решаем.

В подтверждение сказанному можно добавить, что первый шаг к заключению такого контракта уже сделан президентской стороной. Все мы свидетели, как относительно недавно в Государственную Думу Федерального собрания был внесен и впоследствии принят закон о соответствующих гарантиях Президенту России. Известно, что они касаются только части рассматриваемой проблемы - периода после окончания президентских полномочий. Однако уже ясно, что избирателями в лице их представителей - народных депутатов - условия президентской стороны на законодательном уровне выполнены. Понятно, что адекватного обмена по выполнению обязательств сторонами пока не произошло. И похоже, что такая ситуация будет повторяться от выборов до выборов, пока, говоря словами В.В. Путина, нанимаемый народом кандидат в законодательном порядке не будет нести ответственность за выполнение предлагаемой им программы. Следовательно, существующей неотрегулированности отношений между народом, то есть избирателями, и претендентами, избранными на различные, в том числе высшие, государственные посты, пора положить конец. Пока же исполнительная власть вынуждена сама произвольно определять себе уровень зарплаты и перечень льгот, не неся при этом ответственности за результаты своей деятельности.

Поскольку данная процедура должна быть оформлена в законодательном порядке, то очевидно, что у такого предложения будет немало как сторонников, так и противников. Понятны и мотивы всех, кто выскажется «за» и «против». Поэтому в настоящей статье есть смысл привести только один аргумент: никакие сложности и трудности не должны останавливать российских граждан в стремлении навести порядок в своем собственном доме - российском государстве.

Только наладив цивилизованные отношения между избирателями и избранными органами власти мы можем рассчитывать на хотя бы минимальный положительный результат в


Возврат к списку

Другие новости




Сopyright © Центральная избирательная комиссия Республики Карелия
При использовании материалов, размещенных на сайте ЦИК Карелии, ссылка на источник обязательна!