Изменения в Закон Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия»

Центральная избирательная 
комиссия Республики Карелия


22.07.2015

Изменения в Закон Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия»

Изменения в Закон Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия»

5 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Внесение изменений в Федеральный закон позволяет менять региональное законодательство в соответствии с федеральным.

С целью внесения изменений в Закон Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» в соответствии с изменившимися нормами федерального законодательства, Центральная избирательная комиссия Республики Карелия подготовила законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Карелия«О муниципальных выборах в Республике Карелия».

Среди прочих, к основным новациям, предусмотренным указанным Федеральным законом, относятся следующие. Представленным законопроектом предлагается при применении смешанной избирательной системы деление «партийного» списка на региональные группы, которые территориально будут соответствовать одномандатным избирательным округам, что позволит избирать депутатов как по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе, так и по партийным спискам с этой же территории, с единой нормой представительства.

Также представленный законопроект предусматривает при проведении выборов депутатов представительных органов поселений введение, наряду с одномандатными, и многомандатных избирательных округов. При этом каждое муниципальное образование само вправе в Уставе выбрать, по какой схеме избирательных округов будут проводиться выборы.

Многомандатные избирательные округа

Многомандатный избирательный округ – это избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов представительного органа, причем за каждого из них избиратели голосуют персонально.

Проведение выборов по многомандатным округам может предусматриваться федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации только при формировании коллегиальных органов - выборных органов государственной власти (например, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и выборных органов местного самоуправления (например, представительных органов муниципальных образований).

При образовании многомандатных избирательных округов должны соблюдаться требования примерного равенства округов по числу избирателей и единства территорий избирательных округов, установленные в ст. 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Требование равенства многомандатных округов заключается в соблюдении при их создании правила примерного равенства числа избирателей на каждый мандат, подлежащий распределению в многомандатном избирательном округе.

Одно из главных преимуществ образования многомандатных округов - возможность сделать схему избирательных округов более простой и географически обусловленной. Так, при проведении выборов по одномандатным округам для соблюдения требуемого законом примерного равенства числа избирателей в округе, приходится «резать» улицы в населенном пункте. К тому же округ должен составлять единую территорию. Практика показала, что дробление и так не большой территории нецелесообразно и вызывает организационные трудности.

Кроме того, на муниципальных выборах часто наблюдается низкая степень конкуренции. В связи с этим важно, что многомандатные округа позволяют сохранить альтернативность выборов даже тогда, когда на один мандат в среднем претендуют менее двух кандидатов. Представленный законопроект предусматривает, что «при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет число голосов равное числу мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы».

В многомандатном округе избиратель, голосуя сразу за нескольких кандидатов, имеет больше шансов, что депутатский мандат получат те кандидаты, которым он доверяет. К примеру, в одном округе живут три активиста. В случае проведения выборов по одномандатным округам они должны будут конкурировать между собой и в итоге победит только один. При выборах в многомандатном округе все трое имеют шанс быть избранными. В многомандатном округе избиратель сам балансирует «личный состав» представительного органа, имея право проголосовать за кандидатов от разных партий, общественных организаций, самовыдвиженцев. При голосовании за нескольких кандидатов снижается вероятность «ошибки» в избраннике – в «личном пакете» избирателя будет хотя бы один депутат, который его не разочарует. Кроме того, можно обратиться к тому из депутатов, кто лучше владеет проблемой.

При проведении выборов по одномандатным округам избиратели, голосующие на одном участке, относятся к разным округам, а потому получают бюллетени разного вида. На практике это может привести к тому, что члены участковой комиссии из-за усталости или невнимательности могут выдать избирателю бюллетень не с его избирательного округа. При голосовании же по многомандатным округам исключается сама возможность такой ошибки. Все избиратели, голосующие на одном участке, на выборах депутатов представительного округа получают одинаковые бюллетени. Участковая избирательная комиссия будет составлять не несколько протоколов об итогах голосования, а всего один.

Новые возможности появятся у политических партий и общественных объединений. Они могут выставить в многомандатном округе одного либо нескольких кандидатов на каждый мандат. Их шансы на успех будут гораздо выше, чем в одномандатном округе.

При применении многомандатных округов не надо будет проводить дополнительные выборов депутатов, если кто-то из них сложит свои полномочия досрочно. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в установленном законом порядке, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов, что позволит, в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, и наличия кворума, экономить средства муниципального бюджета на дополнитеьные выборы.

Региональные группы

Законодательством о выборах может быть предусмотрено, что при применении смешанной и пропорциональной избирательной системы «партийные списки» состоят из региональных групп кандидатов, которые территориально будут соответствовать одномандатным избирательным округам.

В соответствии с проектом закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» в каждую региональную группу должно входить не менее 1 и не более 3 кандидатов. Основная задача регионализации – сделать список избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, более открытым для избирателей.

При делении списка на региональные группы устанавливается непосредственная связь между избирателями и кандидатами, включенными в региональную группу, которая находит свое выражение в получении депутатских мандатов в зависимости от уровня поддержки избирателей, проживающих на определенной территории.

В итоге, избиратель отдает свой голос не за абстрактный, безликий список, а за конкретных кандидатов, представляющих интересы жителей данной территории.

Таким образом, закрепленные в проекте закона правила должны стимулировать местные отделения политических партий и побуждать кандидатов из региональных групп активно взаимодействовать с избирателями, повышать заинтересованность самих кандидатов «региональщиков» в результатах голосования. Кроме того, представленный законопроект позволит снять дополнительную нагрузку на муниципальные бюджеты, упростит процедуру подведения итогов голосования, что поспособствует их прозрачности. Многомандатные округа позволяют выбирать не одного кандидата, а сразу весь состав совета, в результате повышается ответственность депутатов за состояние дел в муниципальном образовании в целом.

В законе субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством допустимо устанавливать виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, из которых муниципальные образования могут самостоятельно выбрать наиболее приемлемую избирательную систему и закрепить ее в своих уставах.

Рассмотрение проекта Закона Республики Карелия «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» назначено на осеннюю сессию Законодательного Собрания Республики Карелия.


Возврат к списку

Другие новости




Сopyright © Центральная избирательная комиссия Республики Карелия
При использовании материалов, размещенных на сайте ЦИК Карелии, ссылка на источник обязательна!