О новациях избирательного законодательства

Центральная избирательная 
комиссия Республики Карелия


04.06.2014

О новациях избирательного законодательства

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) Центральной избирательной комиссией Республики Карелия ведется активная работа по приведению регионального выборного законодательства в соответствие с федеральным. В частности, ЦИК Карелии инициировано внесение на рассмотрение депутатами Законодательного Собрания Республики Карелия проекта закона Республики Карелия «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия», поправок в ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия».

Вносимые изменения, прежде всего, касаются возврата к досрочному голосованию. Согласно предлагаемым поправкам, на выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия, местных выборах избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности и.т.д.) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть на свой избирательный участок, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Из трех вариантов организации досрочного голосования, предложенных федеральным законодателем, в Карелии будет применяться следующая схема – за 10-4 дня до дня голосования досрочное голосование проводится в помещении окружной избирательной комиссии/избирательной комиссии муниципального образования (в зависимости от вида выборов), за 3 дня до дня голосования – в помещении участковой избирательной комиссии. Соответственно, в проекте ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» исключаются положения, регулирующие голосование по открепительным удостоверениям. Все требования Федерального закона к процедуре проведения досрочного голосования, учтены в поправках ЦИК РК.

Существенные изменения претерпевает такой этап избирательной кампании как выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Федеральным законом в новой редакции вводится понятие «поддержка выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах». Теперь, для того, чтобы кандидат, список кандидатов от политической партии был зарегистрирован, необходимо наличие у партии такой поддержки. Поддержка может иметь 2 формы выражения: - результаты участия партии в предыдущих выборах; - необходимое число подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

В соответствии с новыми требованиями избирательного законодательства, политической партии не требуется собирать подписи при выдвижении кандидатов, списков кандидатов на региональных и муниципальных выборах в случае, если на предыдущих выборах в Государственную Думу Российской Федерации либо Законодательное Собрание Республики Карелия список кандидатов от этой партии был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному или единому избирательному округу соответственно.

Также, на выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия не будут собирать подписи политические партии в любом из следующих случаев: - список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов в представительные органы муниципальных образований в Республике Карелия был допущен к распределению депутатских мандатов хотя бы в одном их них; - на последних выборах в представительные органы муниципальных образований в РК за списки кандидатов, выдвинутые политической партией, в сумме проголосовало не менее 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории РК.

На выборах депутатов представительного органа муниципального образования выдвижение кандидатов, списков кандидатов политической партией считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей в случае, если в этот представительный орган по результатам последних выборов был избран хотя бы один кандидат от этой партии.

На выборах депутатов представительного органа поселения в составе муниципального района политическая партия заручается поддержкой избирателей и не собирает подписи, если на день официального опубликования решения о назначении выборов эта партия отвечает следующим требованиям: кандидат от этой партии избран на последних выборах депутатом представительного органа этого поселения и он же избран из состава данного представительного органа поселения депутатом представительного органа этого муниципального района.

Списки политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей, составляются ЦИК России и ЦИК Карелии, обновляются по результатам соответствующих выборов, подлежат размещению в сети Интернет.

В случае, если политическая партия не получает поддержки избирателей по итогам прошлых выборов при выдвижении кандидатов собираются подписи.

В связи с этим законодателем устанавливается, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия при выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу собираются подписи избирателей в количестве 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа; при выдвижении кандидатов списком по единому избирательному округу - 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории Республики Карелия. Для регистрации кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения, необходимо собрать подписи в количестве 3 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующих избирательных округов.

При проведении выборов на должность главы муниципального образования количество подписей, которые необходимо собрать - 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, при выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу – 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, но не менее 10, при выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу – 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей не более двухсот сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов не осуществляется.

Также уточняется перечень сведений, предоставляемых кандидатами и избирательными объединениями при выдвижении кандидатов списков кандидатов. В частности, теперь, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом дополнительно должны быть указаны ИНН (при наличии), сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

Кроме того, установленный Законом РК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» минимальный процент голосов избирателей, необходимый для допуска списка кандидатов к распределению депутатских мандатов в ЗС РК снижен, в соответствии с внесенными поправками, с 7 до 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В настоящий момент Государственной Думой рассматривается проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Основная новация указанного законопроекта –возвращение графы «против всех кандидатов» в избирательный бюллетень на выборах в органы местного самоуправления. При этом за субъектом Российской Федерации сохраняется право определить - использовать или не использовать эту графу. После принятия вышеназванного Федерального закона ЦИК Карелии продолжит свою работу по приведению регионального законодательства о выборах в соответствие с федеральным.


Возврат к списку

Другие новости




Сopyright © Центральная избирательная комиссия Республики Карелия
При использовании материалов, размещенных на сайте ЦИК Карелии, ссылка на источник обязательна!