Ответственность участников избирательного процесса за нарушение порядка и правил проведения предвыборной агитации

Центральная избирательная 
комиссия Республики Карелия


16.06.2016

Ответственность участников избирательного процесса за нарушение порядка и правил проведения предвыборной агитации

Избирательное законодательство возлагает обя­занность по осуществлению контроля за соблюдени­ем установленного порядка проведения предвыбор­ной агитации и принятии мер по устранению допу­щенных нарушений на избирательные комиссии.

В целях пресечения противоправной агитационной деятельности избирательные комиссии готовят обращения в суды, правоохранительные органы, органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций.

Речь идет не просто о содействии органов внутренних дел избирательным комиссиям при выявлении и пресечении нарушений в процессе проведения предвыборной агитации, а о совместной конст­руктивной, взаимодополняющей деятельности. При этом органы внутренних дел обязаны в соответствии с пунктом 9 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федерального закона) самостоятельно и в ини­циативном порядке принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании противоречащей зако­ну предвыборной агитации, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных и иных агитационных материалов, устанав­ливать их изготовителей и источник их оплаты.

Органы внутренних дел вправе в соответствии с Федеральным законом «О полиции» прини­мать меры, установленные действующим законода­тельством, к лицам, нарушающим избирательное зако­нодательство при проведении предвыборной агита­ции. Серьезным нарушением прав граждан на свобод­ное волеизъявление является подкуп избирателей. Ана­лиз судебной практики избирательных споров показы­вает, что в основе подкупа, как правонарушения, лежит факт незаконной передачи вознаграждения за соответствующее поведение подкупаемого.

Одной из распространенных форм подкупа является вручение подарков избирателям на дому, продажа им товаров по заниженным ценам, организация для них концертов со свободным входом.

Подкуп избирателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, как и неправомерная бла­готворительная деятельность, являются основанием привлечения виновных к административной ответст­венности по статье 5.16 КоАП РФ и влекут наложение штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как уже отмечалось, в период избирательной кам­пании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами. Федеральный за­кон «О лотереях» понимает под лотереей игру, прово­димую в соответствии с договором, в которой ее орга­низатор получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с договоренностью участников.

Другими играми, основанными на риске могут быть:
- тотализатор, в котором заключается пари на прогноз возможных вариантов ситуации, связанной с результатами выборов;
- игры с использованием специальных автоматов с денежными иди иными выигрышами.

Установление запрета на данные виды деятельно­сти связано с тем, что при проведении лотерей, орга­низации тотализаторов возможно оказание воздейст­вия на волеизъявление избирателей. Участники этих игр, сделав ставку на определенного кандидата при голосовании, будут руководствоваться чисто эконо­мическими соображениями в интересах поддержки конкретного кандидата.

Нарушение запрета на проведение лотерей и дру­гих основанных на риске игр в ходе избирательной кампании согласно статьи 5.49 Кодекса влечет нало­жение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от трёх тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тринадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Протоколы об административных правонарушениях по статьям 5.16 и 5.49 КоАП РФ вправе составлять должно­стные лица органов внутренних дел.

В соответствии с пунктом 9 статьи 56 Федерального закона органы внутренних дел обязаны принимать меры по предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных, иных агитационных материалов, их изъятию, а также устанавливать изготовителей ука­занных материалов и источник их оплаты.

Наиболее распространенными видами агитацион­ных материалов являются: календари, плакаты, листов­ки, аудио- и видеопродукция. Статья 54 Федерального закона определяет условия вы­пуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Запрещается их изготовление без предварительной оплаты за счет средств соответ­ствующего избирательного фонда.

Предотвращение органами внутренних дел изго­товления подложных и незаконных агитационных ма­териалов является профилактической мерой, Изъятие в соответствии с действующим законодательством неза­конно изданных предвыборных материалов, установ­ление фактов правонарушений и лиц, их совершив­ших, задержание этих лиц, иные установленные зако­ном меры могут быть мерами обеспечения производ­ства по делу об административном правонарушении.

Изготовление или распространение агитацион­ных материалов с нарушением требований закона влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 5.12 Кодекса на граждан от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, на должностных лиц – от двух тысяч до трёх тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Кандидаты и избирательные объединения крайне редко пользуются для защиты своих прав иными, помимо пре­дусмотренных избирательным законодательством, правовыми меха­низмами. Вместе с тем не следует забывать о праве на ответ, предусмо­тренном Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» и об исках о компенсации морального вреда и защите чести, достоинства и деловой репутации, которые могут быть поданы на основании статей 151 и 152 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нельзя забывать и о статьях 129 «Клевета» и 130 «Оскор­бление» Уголовного кодекса Российской Федерации. В случаях, когда кандидат полагает, что ему причинён моральный вред, нанесён ущерб его чести, достоинству, деловой репутации или же в отношении него допущена клевета, оскорбление, он вправе самостоятельно использовать названные правовые средства защиты нарушенных прав.

За нарушение порядка и правил проведения предвыборной агита­ции, могут наступать разные ви­ды ответственности участников избирательного процесса.

Об уголовной ответственности за нарушения в сфере предвыбор­ной агитации можно говорить тогда, когда ответственность по стать­е 141 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает в связи с воспрепятствованием свободному осуществлению гражда­нином права на участие в предвыборной агитации, являющегося одним из избирательных прав граж­дан, а также в связи с незаконным финансированием агитационной деятельности.

Таким образом, на настоящий момент практически все запреты и ог­раничения, установленные избирательным законодательством в сфере предвыборной агитации, снабжены соответствующими санкциями.

Характерным является превалирование в данной сфере санкции имущественного характера – административного штрафа.


Возврат к списку

Другие новости




Сopyright © Центральная избирательная комиссия Республики Карелия
При использовании материалов, размещенных на сайте ЦИК Карелии, ссылка на источник обязательна!